Социально-экономический эффект мероприятий по совершенствованию организации труда

В результате осуществления мероприятий по совершенствованию организации труда создается определённый социально-экономический эффект. В общем значении понятие «эффект» - это следствие, или результат, каких-либо действий либо причин. В данном случае под эффектом от реализации мероприятий в области организации труда подразумеваются любые изменения, как в социальной, так и в экономической сфере.

Следует отметить, что эффект как результат изменений в организации труда может быть позитивным или негативным. Это особенно важно учитывать в такой сложнейшей области деятельности, как организация труда. То же можно сказать и о собственно организации учебного процесса со всеми ее требованиями к организации и оснащению рабочих мест студентов, их планировке, обслуживанию, режимам рабочего времени, а также к санитарно-гигиеническим и психофизиологическим условиям труда. На материально-техническую сферу организации труда накладываются еще и социальные проблемы: отношение студентов к учебному процессу, удовлетворенность или неудовлетворенность учебным процессом и его содержанием, взаимоотношения студентов в процессе обучения и сложившийся в данном коллективе «социальный климат», возможные изменения которого также необходимо учитывать при всесторонней оценке эффективности любого мероприятия.

Практика организации учебного процесса свидетельствует о том, что наряду с позитивными результатами в одном направлении могут проявляться и негативные последствия - в другом. Поэтому судить об общей социально-экономической эффективности сложного комплекса организационно-технических мероприятий по одному или даже по нескольким отдельным показателям нельзя. Наряду с производственными и экономическими результатами того или иного мероприятия уже на стадии проектирования необходимо предвидеть и социальные последствия его внедрения. Это тем более важно, что любой экономический эффект создается в конечном итоге за счет реализации эффекта социального.

Социальная цель труда определяется его содержанием, условиями трудовой деятельности, возможностями профессионального совершенствования и повышения квалификации, межличностными, социальными взаимоотношениями в трудовых коллективах.

Социальная эффективность различных мероприятий в области совершенствования организации труда определяется с помощью следующих укрупненных показателей:

· содержательность труда, характеризующаяся уровнем сложности и разнообразия трудовых функций, производственной самостоятельностью и насыщенностью умственной, творческой деятельностью;

· профессиональный, культурно-технический уровень студентов;

· санитарно-гигиенические условия труда и условия безопасности труда;

· социально-психологический климат;

· общий жизненный уровень студентов;

· отношение к труду как обобщающий показатель, отражающий связь между студентами и учебным процессом.

Сущность названных социальных показателей, позволяющая оценить их эффективность с социальных позиций, заключается в следующем.

. Содержательность труда. Мероприятия в области совершенствования организации труда не всегда однозначно приводят к повышению его содержательности. Основным направлением, обеспечивающим повышение содержательности учебного процесса и всестороннее развитие студентов, является преобразование технической и методической основы учебного процесса - его автоматизация. За счет чего у студентов простые исполнительские, энергетические трудовые функции заменяются более содержательными интеллектуальными - контрольными, наладочными, регулирующими и управленческими.

. Повышение профессионального и культурно-технического уровня студентов. Совершенствование и развитие материально-вещественных факторов учебного процесса и, прежде всего разработка, внедрение и освоение новых технологий требуют систематического повышения как общего культурно-технического и профессионального уровня работников, так и повышения квалификации в пределах конкретных трудовых функций, которые насыщаются все более сложными техническими элементами. В таком повышении заинтересованы и преподаватели, и сами студенты, поскольку требования к качеству образования постоянно повышаются.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Читайте также

Применение МПК в системах передачи информации
Каждое из трех предшествующих столетий ознаменовалось появлением какой-то технологии, развитие которой определяло прогресс в этом столетии. 18 век - механические системы, 19 - паровые ма ...

Приемник многоканальной линии связи
Любое радиоприемное устройство включает в себя приемную антенну, радиоприемник и оконечное устройство, служащее для воспроизведения сигналов. Существует классификация радиоприемник ...

Проектирование РЭА
При конструкторском проектировании РЭА (радиоэлектронной аппаратуры) решаются задачи, связанные с поиском наилучшего варианта конструкции, удовлетворяющего требованиям технического задан ...

Основные разделы

Все права защищены! (с)2019 - www.generallytech.ru