В результате осуществления мероприятий по совершенствованию организации труда создается определённый социально-экономический эффект. В общем значении понятие «эффект» - это следствие, или результат, каких-либо действий либо причин. В данном случае под эффектом от реализации мероприятий в области организации труда подразумеваются любые изменения, как в социальной, так и в экономической сфере.
Следует отметить, что эффект как результат изменений в организации труда может быть позитивным или негативным. Это особенно важно учитывать в такой сложнейшей области деятельности, как организация труда. То же можно сказать и о собственно организации учебного процесса со всеми ее требованиями к организации и оснащению рабочих мест студентов, их планировке, обслуживанию, режимам рабочего времени, а также к санитарно-гигиеническим и психофизиологическим условиям труда. На материально-техническую сферу организации труда накладываются еще и социальные проблемы: отношение студентов к учебному процессу, удовлетворенность или неудовлетворенность учебным процессом и его содержанием, взаимоотношения студентов в процессе обучения и сложившийся в данном коллективе «социальный климат», возможные изменения которого также необходимо учитывать при всесторонней оценке эффективности любого мероприятия.
Практика организации учебного процесса свидетельствует о том, что наряду с позитивными результатами в одном направлении могут проявляться и негативные последствия - в другом. Поэтому судить об общей социально-экономической эффективности сложного комплекса организационно-технических мероприятий по одному или даже по нескольким отдельным показателям нельзя. Наряду с производственными и экономическими результатами того или иного мероприятия уже на стадии проектирования необходимо предвидеть и социальные последствия его внедрения. Это тем более важно, что любой экономический эффект создается в конечном итоге за счет реализации эффекта социального.
Социальная цель труда определяется его содержанием, условиями трудовой деятельности, возможностями профессионального совершенствования и повышения квалификации, межличностными, социальными взаимоотношениями в трудовых коллективах.
Социальная эффективность различных мероприятий в области совершенствования организации труда определяется с помощью следующих укрупненных показателей:
· содержательность труда, характеризующаяся уровнем сложности и разнообразия трудовых функций, производственной самостоятельностью и насыщенностью умственной, творческой деятельностью;
· профессиональный, культурно-технический уровень студентов;
· санитарно-гигиенические условия труда и условия безопасности труда;
· социально-психологический климат;
· общий жизненный уровень студентов;
· отношение к труду как обобщающий показатель, отражающий связь между студентами и учебным процессом.
Сущность названных социальных показателей, позволяющая оценить их эффективность с социальных позиций, заключается в следующем.
. Содержательность труда. Мероприятия в области совершенствования организации труда не всегда однозначно приводят к повышению его содержательности. Основным направлением, обеспечивающим повышение содержательности учебного процесса и всестороннее развитие студентов, является преобразование технической и методической основы учебного процесса - его автоматизация. За счет чего у студентов простые исполнительские, энергетические трудовые функции заменяются более содержательными интеллектуальными - контрольными, наладочными, регулирующими и управленческими.
. Повышение профессионального и культурно-технического уровня студентов. Совершенствование и развитие материально-вещественных факторов учебного процесса и, прежде всего разработка, внедрение и освоение новых технологий требуют систематического повышения как общего культурно-технического и профессионального уровня работников, так и повышения квалификации в пределах конкретных трудовых функций, которые насыщаются все более сложными техническими элементами. В таком повышении заинтересованы и преподаватели, и сами студенты, поскольку требования к качеству образования постоянно повышаются.
Читайте также
Проектирование центра обслуживания вызовов
Целью
настоящей курсовой работы является получение знаний о принципах
функционирования современных центров обслуживания вызовов (ЦОВ) и навыков их
проектирования с применением известных ...
Основы статистической теории радиолокации
Если
о сигнале все известно , то нет необходимости в его приеме, если о нем ничего
не известно, то его невозможно отличить от помех, и прием его невозможен.
Поэтому,
...
Пример записи фильма в формате DVCAM
звуковой формат
Цель данной работы показать работу в условиях записи фильма в формате
Dvcam, записи зистового звука на HD-рекордер. Были выбраны 2 рассказа А.П.
Чехова: "Кот" и ...